Классификация дефектов рельсов НТД/ЦП-1-93
- Назначение классификации.
Классификация дефектов рельсов предназначена для статистического учета, анализа уровня эксплуатационной стойкости и надежности рельсов.
- Структура кодового обозначения дефектов рельсов.
2.1. Все дефекты рельсов в классификации кодированы трехзначным числом. Использована следующая структура кодового обозначения:
первая цифра кода определяет вид дефекта рельсов и место его появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва);
вторая цифра определяет разновидность дефекта рельсов с учетом основной причины его зарождения и развития;
третья цифра указывает на место расположения дефекта по длине рельса. Первые две цифры кода дефектов рельсов отделяются от третьей цифры точкой.
2.2. Вид дефекта и место его появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва) определяются цифрами:
- отслоения или выкрашивания металла на поверхности катания головки рельса;
- поперечные трещины в головке рельса и изломы из-за них;
- продольные горизонтальные и вертикальные трещины в головке рельса;
- пластические деформации (смятие), вертикальный, боковой и неравномерный износ головки рельса (длинные волны и рифли);
- дефекты и повреждения шейки рельса;
- дефекты и повреждения подошвы рельса;
- изломы рельса по всему сечению (исключая изломы, учитываемые в структуре кода под цифрой 2);
- изгибы рельса в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
- прочие дефекты и повреждения рельса.
2.3. Разновидность дефекта рельсов, определяемая основной причиной его зарождения и развития (второй знак), обозначается цифрой:
- дефекты, связанные с отступлениями от технологии производства рельсов;
- дефекты, зависящие от металлургического качества рельсовой стали (местные неметаллические включения, вытянутые вдоль направления прокатки в виде дорожек — строчек) и связанной с этим недостаточной контактно-усталостной прочностью рельсового металла;
- дефекты, связанные с некачественной обработкой торцов;
- дефекты, связанные с нарушением требований инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, а также с нарушением в технологии обработки болтовых отверстий рельсов металлургическими комбинатами, линейными подразделениями и промышленными предприятиями путевого хозяйства дорог;
- дефекты, связанные с усиленным специфическим воздействием подвижного состава на рельсы (боксование, юз, ползуны и др.), в том числе и из-за нарушения режимов вождения поездов или из-за недостатков в содержании экипажной части подвижного состава;
- дефекты рельсов, полученные в результате механических воздействий на рельсы (удар инструментом, рельса о рельс и т. п.);
- дефекты в зоне сварных стыков, связанные с недостатками и нарушениями технологии сварки рельсов;
- дефекты, связанные с недостатками технологии закалки рельсов;
- дефекты, связанные с недостатками и нарушениями технологии наплавки рельсов или приварки рельсовых соединителей;
- дефекты, вызванные коррозией или другими, не перечисленными выше причинами.
Примечания. 1. Буквы «В» и «Г» после второй цифры означают соответственно «вертикальную» и «горизонтальную» ориентацию дефекта (трещины) в рельсе.
- Появление дефекта рельса часто бывает следствием нескольких причин. Так, недостатки в содержании пути ускоряют развитие заводских дефектов. В связи с этим при определении разновидности дефекта должна быть выявлена решающая (определяющая) причина, с которой связано его появление и развитие.
2.4. Цифровое обозначение места расположения дефекта (третья цифра в номере дефекта) принято следующим:
- в стыке (на расстояние до 75 см от торца);
- вне стыка;
- в зоне контактной стыковой сварки рельсов.
Примечания. 1. Отсутствие третьей цифры в коде классификатора означает, что дефект может быть расположен в любом месте по длине рельса.
- Зона сварки определяется расстоянием до 10 см симметрично от оси сварного шва (в нее также включается место установки прижимных губок сварочных машин).
Классификация дефектов рельсов
Наименование дефекта и основная причина его появления и развития |
Расположение дефекта по длине рельсов |
Кодовое обозначение |
Схематическое изображение дефекта |
Отслоение и выкрашивание металла на поверхности катания головки из-за недостатков технологии изготовления рельсов волосовин, закатов, плен и т. п. |
В стыке
Вне стыка |
10.1
10.2 |
|
Выкрашивание металла на боковой рабочей выкружке головки из-за недостаточной контактно-усталостной прочности металла |
В стыке
Вне стыка |
11.1
11.2 |
|
Пробоксовка рельсов колесами локомотивов |
В любом
месте |
14 |
|
Отслоение и выкрашивание металла на поверхности катания в закаленном слое головки (при отсутствии наплавки) |
В стыке
Вне стыка |
17.1
17.2 |
|
Выкрашивание наплавленного слоя на поверхности катания головки рельса |
В любом
месте |
18 |
|
Поперечные трещины в головке в виде светлых или темных пятен и изломы из-за них, вызванные внутренними пороками (флокенами, газовыми пузырями и др.) |
В стыке
Вне стыка |
20.1
20.2 |
|
Поперечные трещины в головке в виде светлых или темных пятен и изломы из-за них вследствие недостаточной контактно-усталостной прочности металла |
В стыке
Вне стыка |
21.1
21.2 |
|
Поперечные трещины в головке и изломы из-за них вследствие боксования, юза, прохода колес с ползунами или выбоинами |
В любом
месте |
24 |
|
Поперечные трещины в головке и изломы из-за них вследствие ударов по рельсу (инструментом, рельсам о рельс) и других механических повреждений |
В любом
месте |
25 |
|
Поперечные трещины в головке из-за нарушения технологии сварки рельсов |
В месте контактной стыковой сварки |
26.3 |
|
Закалочные трещины в закаленном слое металла головки |
В стыке
Вне стыка |
27.1
27.2 |
|
Вертикальное расслоение головки из-за остатков усадочной раковины |
В стыке
Вне стыка |
30В.1
30В.2 |
|
Горизонтальное расслоение головки из-за наличия скоплений неметаллических включений |
В стыке
Вне стыка |
30Г.1
30Г.2 |
|
Трещины в головке в месте приварки рельсовых соединителей |
В стыке |
38.1 |
|
Волнообразная деформация головки рельса (длинные волны) |
По всей
длине |
40 |
|
Смятие и вертикальный износ головки из-за недостаточной прочности металла |
В стыке
Вне стыка |
41.1
41.2 |
|
Смятие головки внутреннего рельса в кривой из-за его перегруза |
В любом
месте |
43 |
|
Боковой износ головки рельсов сверх допускаемых норм |
По всей
длине |
44 |
|
Смятие головки из-за неравномерности механических свойств металла в месте сварного стыка |
Вместе
контактной стыковой сварки |
46.3 |
|
Смятие головки в виде седловины в зоне болтового стыка |
В стыке |
47.1 |
|
Короткие (3-12 см) волнообразные неровности на головке рельсов — рифли |
По всей
длине |
49 |
|
Расслоение шейки вследствие дефектов технологии изготовления рельсов |
В стыке
Вне стыка |
50.1
50.2 |
|
Продольные трещины и выколы из-за них в местах перехода головки в шейку |
В стыке
Вне стыка |
52.1
52.2 |
|
Трещины в шейке от болтовых и других отверстий в рельсах |
В стыке
Вне стыка |
53.1
53.2 |
|
Трещины в шейке от маркировочных знаков, ударов по шейке и других механических повреждений и выколы из-за них |
В любом
месте |
55 |
|
Трещины в шейке в месте сварного шва вследствие дефектов сварки и обработки сварного шва |
В месте контактной стыковой сварки |
56.3 |
|
Коррозия шейки рельсов |
В любом
месте |
59 |
|
Волосовины в подошве, трещины, выколы части подошвы и изломы из-за этих дефектов |
В стыке
Вне стыка |
60.1
60.2 |
|
Выколы в подошве без видимых дефектов в изломе из-за некачественной ее обработки |
В стыке
Вне стыка |
62.1
62.2 |
|
Трещины и выколы подошвы из-за ударов и других механических повреждений |
В любом
месте |
65 |
|
Трещины в подошве из-за нарушений технологии сварки рельсов |
В месте контактной стыковой сварки |
66.3 |
|
Коррозия подошвы рельсов и коррозионно-усталостные трещины |
В любом
месте |
69 |
|
Поперечные изломы рельсов из-за шлаковых включений и других дефектов макроструктуры |
В стыке
Вне стыка |
70.1
70.2 |
|
Поперечные изломы рельсов вследствие прохода колес с большими ползунами или выбоинами |
В любом месте |
74 |
|
Поперечные изломы рельсов без видимых пороков в изломе |
В любом
месте |
79 |
|
Изгибы рельсов при выгрузке с подвижного состава, ударах по рельсу и т. п. |
В любом
месте |
85 |
|
Нарушение прямолинейности рельсов, допущенное при сварке |
В месте контактной стыковой сварки |
86.3 |
|
Другие кроме перечисленных выше дефекты и повреждения рельсов |
В стыке
Вне стыка
В сварном стыке |
99.1
99.2
99.3 |
99.1-2-3 |